Мусягина Елена Николаевна

конспект занятия с детьми ТНР

15 октября 2020

Тема: «Осенняя сказка».

Задачи:

Образовательные:

- активизировать и обогащать словарь существительных, качественных прилагательных, глаголов по теме «Осень»;

- продолжать учить подбирать однокоренные слова;

- учить понимать многозначные глаголы;

- учить образовывать существительные в согласовании с прилагательными в уменьшительно-ласкательную форму;

- упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, согласовании глаголов с существительными в числе, составлении предложений по картинно-графическому плану;

- развивать фонетико-фонематические процессы.

Коррекционно-развивающие:

- развивать мелкую и артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, зрительное и тактильное восприятие;

- развивать мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные:

Формировать умения слушать других, не перебивая, работать и играть в коллективе.

Оборудование: таблицы на развитие зрительного внимания; круги В. Ф. Базарного; картинно-графический план; картинки с изображением деревьев; кукла Барышня-Осень; раздаточный материал – бумажные листья.

  1. Вводная часть

Логопед обращает внимание детей на лежащий на ковре желтый лист.

Логопед: - Что это, ребята?

Дети: - Лист.

Логопед: - А под листиком письмо. А в письме загадка. Если вы ее отгадаете, то узнаете от кого это письмо.

А вот и загадка.

Плащ золотистый она надевает,

Теплое лето она провожает.

Птиц отправляет в дальние страны,

Нам оставляет дожди и туманы.

Дети: - Это Осень.

Логопед: - Молодцы, отгадали! Ребята, Осень приготовила для вас много интересных заданий, увлекательных игр и сюрпризов.

  1. Основная часть

Логопед: - Ребята, вы любите Осень? Почему?

Дети отвечают на вопросы.

Логопед: - Мы к листочку подойдем, сядем и беседу заведем.

Логопед и дети садятся на ковер.

Логопед: - А сейчас закройте глаза и представьте себе Осень: с шелестом разноцветных опавших листьев под ногами, серыми тучами, холодным моросящим дождем, с сильными ветрами…

Логопед включает музыку, имитирующий шум ветра, шорох листьев. Дети фантазируют.

Логопед: - Ребята! Какую Осень вы представили?

Дети: - Яркую, разноцветную, багряную, ветреную, дождливую, холодную…

Логопед: - Про что говорят: дует, идет, моросит, опадают, шуршат, кружатся, висят?

Дети отвечают.

Логопед: - Про что можно сказать: осенний (лист, день, дождь, туман, ветер)осенняя (погода, одежда, лужа, туча)осеннее (утро, солнце, небо)осенние (тучи, грибы, ягоды, деревья?

Дети отвечают.

Гимнастика для глаз

Логопед: - Какие хорошие слова вы подобрали! Листочек захотел с вами поиграть.

Текст сопровождается движением осеннего листа по зрительному тренажеру В. Ф. Базарного, расположенному на стене в комнате группы: зрительные круги в разных направлениях.

Кружатся листочки в воздухе осеннем,

Вверх и вниз летают желтые монеты.

Вправо полетели по красной дорожке,

А теперь по синей пролетят немножко.

Дунул ветер, завертелись листья

По зеленой дорожке листочек полетел.

Логопед: - А теперь вспомните, какую Осень вы представили?

Дети отвечают: - «Осень золотая»«Осень красочная»«Осень красивая»«Осень ветреная»«Осень холодная»«Осень дождливая»«Осень зябкая» и т. д.

Логопед: - Ребята, вы такую холодную Осень описали, что даже холодно стало. Давайте погреемся.

Руки в кулачки сожмем (Дети сжимают руки в кулачки).

И немножко подождем.

На ладошки мы подуем, (Дуют на ладони)

Все листочки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем, (Соприкасаются по очереди пальцами левой и правой рук).

Сильно на него нажмем. (Нажимают по очереди пальцами одной руки на пальцы другой).

Мимическая гимнастика

Логопед: - Ребята! Вы знаете, что Осенью, как и в любое время года, может быть разная погода, а у нас может быть разное настроение. Поиграем.

- На небо набежала огромная серая туча, и пошел холодный дождь (хмурое настроение);

- Прошел дождь, из-за тучки выглянуло солнышко (удивление и радость);

- Солнышко спряталось, и подул сильный ветер (печаль).

Логопед: - Поиграли. А сейчас следующее задание Осени.

Логопед достает из конверта картинки.

Логопед: - Выбирайте картинки, которые относятся к осенней природе и составляйте по ним предложения.

Дети по очереди выбирают картинки и составляют по ним предложения«Птицы отправляются на юг»«С деревьев опадают разноцветные листья»«Животные запасают на зиму корм» и т. д.

Из этих картинок дети с помощью логопеда составляют на доске сюжетную картину.

Логопед: - Посмотрите, какая красивая картина получилась. Вам понравилась?

Дети смотрят, любуются.

Логопед: - Дети, давайте дадим нашей картине название?

Дети отвечают.

Развитие фонетико-фонематических процессов.

Логопед: - Ребята, с какого звука начинается слово «Осень» ([О], дайте этому звуку характеристику (гласный, звонкий).

Логопед: - А теперь, определите первые звуки в словах: облако, аист, утка, индюк, эскимо. Какие это звуки? (гласные).

Физкультминутка «Рыжий лес»

Рыжий, рыжий, рыжий лес (плавные движения кистей рук)

Осыпают листья. (сверху - вниз падающие листья)

Он диковинки свои держит на виду!

Осень по лесу идет

Вкрадчиво, по - лисьи («лисий» шаг»)

А за нею по пятам (осторожные шаги на носочках в ритме стихотворения)

Тихо я иду.

Развитие лексико-грамматических категорий

Логопед: - Ребята, посмотрите, сколько перед нами лежит опавших листьев. Чтобы они нам не мешали, давайте возьмем по - одному листочку и расскажем о них, какие они по величине и форме, на какую геометрическую фигуру похожи.

Дети рассказывают«Мой листик похож на треугольник, значит он треугольный и крупный»«Мой листик похож на овал, значит он овальный и мелкий» и т. д.

Игра «Сосчитай листья».

Логопед: - Ребята! Посмотрите, сколько у нас много листьев! И все они опали с разных деревьев. Давайте их сосчитаем от 1-го до 5-ти и назовем.

Один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев и т. д.

Логопед: - Ребята! Барышня – Осень хочет узнать, что еще вы о ней знаете? Все деревья сбрасывают листья?

Дети: - Нет.

Логопед: - А какие деревья не сбрасывают листья? Давайте их назовем.

Дети: - Ель, сосна, кедр, пихта.

Логопед: - Молодцы! А, как одним словом называются такие деревья?

Дети: - Хвойные.

Логопед: - Молодцы! А, как называются деревья одним словом, которые сбрасывают свои листья?

Дети: - Лиственные.

Логопед: - Правильно. Деревья бывают хвойные и лиственные.

Логопед: - Вы назвали главное отличие между этими видами деревьев. Давайте назовем сходство между ними, глядя на эти картинки (картинки с изображением разных деревьев).

Дети: - У всех видов деревьев есть корни (чтобы питаться, ствол, ветки.

Логопед: - Конечно, правильно.

Игра «Назови ласково»

Логопед: - Ребята, деревья бывают старые, а бывают молоденькие деревца.

Старый дуб – молоденький дубок

Старая береза – молоденькая березка

Старый тополь – молоденький тополек

Старая осина – молоденькая осинка и т. д.

  1. Заключительная часть

Логопед: - Предлагаю вам сделать для Барышни – Осени подарок – обвести осенние листья по контуру и разукрасить их так, как вам захочется. Для этого нам нужно вернуться в детский сад, а поможет в этом наш листочек.

Кружатся листочки в воздухе осеннем(Дети кружатся)

Падают на землю желтые монеты. (Приседают на корточки)

Вокруг себя повернись,

В детский садик возвратись! (Закрывают и открывают глаза).

Логопед: - О каком времени года мы говорили? Что нового вы узнали? Чему научились? Вам понравилось в осенней сказке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: